Краткая история возникновения и развития движения христиан веры
евангельской (ХВЕ, ХЕВ) пятидесятников в России и Российского объединенного
союза ХВЕ пятидесятников
Согласно имеющимся историческим сведениям, первые поместные церкви христиан
веры евангельской пятидесятников появились на территории России в начале XX
века. Хотя на основании данных «Всемирной христианской истории» описаны случаи
существования в середине XIX века ряда общин на Юге России, в Закавказье и в
Сибири со всеми характерными признаками учения пятидесятников 1. В основном это
были ссыльные «сектанты» из Центральной России. Это было результатом жесткой
государственной политики непрерывного преследования всех «неправославных».
Вдохновителем этой антипротестантской политики был Священный Синод во главе с
К.Л.Победоносцевым 2. Несмотря на гонения, накануне Первой Мировой Войны первые
миссионеры-пятидесятники А.М.Иванов и Н.И.Смородин образовали общину в
Санкт-Петербурге (1913г.), положив начало движению пятидесятницы на Севере
России3. Практически одновременно началось движение пятидесятников на Западе
России миссионерами П.А.Ильчуком и Т.С.Нагорным. В результате миссионерской
деятельности стали возникать общины в Московской, Новгородской и Вятской
губерниях. Однако, более распространенным и многочисленным направлением
пятидесятников в СССР и России стал Союз христиан евангельской веры, основанный
И.Е.Воронаевым, принявшим веру в США и вернувшимся в начале 20-х годов в
Одессу. Им был создан в начале Одесский областной, затем Всеукраинский союз
ХЕВ, а также предпринимались попытки к созданию ХЕВ в масштабе СССР в 1925
году. Второй Всеукраинский съезд ХЕВ принял постановление о переносе центра
движения в Москву5’6. Уже к 1927 году Союз ХЕВ насчитывал свыше 350 общин с
более чем 17 тысячами прихожан. В 1928 году отношение Советского Правительства
к религиозным объединениям становится резко нетерпимым. Печатный орган ХЕВ
журнал «Евангелист», издававшийся трехтысячным тиражом в 1928 году, непрестанно
напоминал о необходимости «покорно нести крест терпения, воздержания и
унижения». В 1929 году к пятидесятникам было применено новое законодательство о
религиозных культах, вступившее в силу в конце 1928 года. Союз ХЕВ был лишен
регистрации и его официальная деятельность была запрещена. В 1930 году епископ
И.Е.Воронаев совместно с другими служителями Союза был репрессирован и принял
мученическую смерть.
В 1945 году часть общий ХЕВ и ХВЕ (под общим руководством епископов И.П.Панько,
Д.И.Пономарчука и А.И.Бидаша) под нажимом советских властей присоединились к
Союзу евангельских христиан баптистов (ЕХБ), но большая часть церквей
пятидесятников продолжала действовать без регистрации в условиях подполья и
подвергалась жестоким гонениям, о чем подробно описывает А.Солженицин в своей
книге «Архипелаг ГУЛАГ». За период 1945—1968 гг. к Союзу ЕХБ присоединилось
около 40 тысяч пятидесятников. Конец 50-х и начало 60-х годов ознаменованы
особенно жестким преследованием верующих пятидесятников в СССР. По негласному
указанию советских органов от руководства Всесоюзного Совета Евангельских
Христиан Баптистов были отстранены наиболее авторитетные лидеры церкви. На их
место были поставлены малообразованные, а порой и откровенно ущербные люди.
После появления «инструктивного письма» старшим пресвитерам, многие
пятидесятники вышли из состава Союза ЕХБ. В 1961 году Совет по делам религий
при Совете Министров СССР утвердил Инструкцию, по которой не допускались к
регистрации «религиозные общества и группы верующих, принадлежащие к сектам,
вероучение и характер которых носит антигосударственный и изуверский характер:
иеговисты, пятидесятники, истинно православные христиане и т.п.». Инструкция
сформулировала требования, которые местные органы власти должны были
предъявлять к «сектантам-пятидесятникам», объявив это религиозное направление
реакционным, практикующим изуверский культ .
Именно на конец 50-х начало 60-х годов приходится до 95% всей атеистической
литературы с критикой пятидесятничества, опубликованной за весь советский
период. Власти развернули открытую травлю верующих пятидесятников. В сознание
людей вбивалось нетерпимое отношение к «сектантам-изуверам». Центральное
телевидение демонстрирует серию откровенно тенденциозных фильмов о
пятидесятниках («Тучи над Борском», «Чудотворец из Бирюлево», «Это тревожит
всех», «Апостолы без масок»). В многочисленных газетных публикациях и отдельных
печатных изданиях предпринимается попытка всячески очернить деятельность
верующих пятидесятников, им предписывают самые чудовищные злодеяния. В этот
период были осуждены на длительные сроки заключения священнослужители и рядовые
верующие-пятидесятники (А.И.Бидаш. И.А.Левчук, В.И.Белых, В.В.Ряховский,
И.П.Федотов, М.Афонин, М.Смирнова, А.И.Косенков и др.).
Только после 1968 года органами
государственной власти «избирательно» стала допускаться независимая регистрация
общин евангельских христиан пятидесятников. Однако большая часть общин
пятидесятников, не желая сотрудничать с тоталитарным коммунистическим режимом и
подвергаться полному контролю в своей собственно религиозной деятельности со
стороны государства, отказались от подобной регистрации. Так образом в стране,
не без участия органов власти, движение пятидесятников было разделено на два
противоположенных лагеря, т. е. регистрированных и нерегистрированных
пятидесятников. Этот период государственно-церковных отношений в России получил
должную оценку в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации
священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от
14.03.96г. за № 378, которым был «осужден многолетний террор, развязанный
большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и
верующих всех конфессий». Все ранее осужденные пятидесятники были
реабилитированы. Но все-таки, не смотря на это, более 25 тысяч пятидесятников в
период 89—95 годов эмигрировали на Запад (США, Канада, Германия).
Даже не смотря на отмену известной
запретительной инструкции 1961 года, государство до начала 90-х годов не
изменило своего отношения к общинам, отказавшимся зарегистрировать свою
деятельность. Например, в марте 1990 года в США проходил Международный съезд
пятидесятников, в числе приглашенных были лидеры трех разных объединений
пятидесятников, в том числе и нерегистрированного Союза. Однако, официальному
представителю нерегистрированных пятидесятников России И.П.Федотову было
официально отказано в разрешении на выезд.
Таким образом, практически большинство церквей
пятидесятников находилось в положении «нерегистрированных» до начала 90-х
годов. И только после принятия 25 октября 1990 года Закона РСФСР «О свободе
вероисповеданий» «нерегистрированных» общины пятидесятников, веря в
демократические перемены общества и изменения в отношениях государства к
церкви, стали легализировать свою деятельность. Первые четырнадцать
нерегистрированных общин пятидесятников г.Москвы (под руководством епископов
С.Г.Костюк, Е.П.Гула, С.В.Ряховский и др.) в 1991 году создали Межрегиональную
христианскую ассоциацию «Ковчег», зарегистрировав ее в Министерстве юстиции РФ.
Аналогичные процессы регистрации проходили во многих регионах Российской
Федерации. Эти ассоциации, общины, миссии и поместные церкви в 1995 году
объединились и стали учредителями Российского Союза Христиан Веры Евангельской
«Церковь Божия».
В 1997 году Российский Союз Христиан Веры
Евангельской «Церковь Божия», после вхождения в него родственных церквей,
ассоциаций и объединений, был переименован в Российский объединенный Союз
христиан веры евангельской (пятидесятников).
Cписок использованной литературы:
1. Всемирная история христианства (Библиотека Конгресса США, Краткая история ХЕВ пятидесятников, А.Е.Шевченко, 1982 г., стр.80).
2. С.Б.Филатов «Религия и права человека». Москва, Изд. Наука 1996г., стр. 134—135.
3. Н.А. Трофимчук «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России», справочник, Изд. РАЕС 1996г., стр. 170.
4. «История евангельских христиан-баптистов в СССР», Изд. ВСЕХБ. 1989г., стр.397.
5. Н.А. Трофимчук «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России», справочник, Изд. РАГС 1996г., стр. 171.
6. «История евангельских христиан-баптистов в СССР, Изд. ВСЕХБ. 1989г., стр.402—408.
7. Священник Игорь Ефимов «Современное харизматическое движение сектантства», Изд. НПО Профиздат. Москва 1995г., стр.40—46.
8. Священник Игорь Ефимов «Современное харизматическое движение сектантства», Изд. НПО Профиздат. Москва 1995г., стр.263—273.