Пятидесятники в России

Краткая история возникновения и развития движения христиан веры евангельской (ХВЕ, ХЕВ) пятидесятников в России и Российского объединенного союза ХВЕ пятидесятников

Согласно имеющимся историческим сведениям, первые поместные церкви христиан веры евангельской пятидесятников появились на территории России в начале XX века. Хотя на основании данных «Всемирной христианской истории» описаны случаи существования в середине XIX века ряда общин на Юге России, в Закавказье и в Сибири со всеми характерными признаками учения пятидесятников 1. В основном это были ссыльные «сектанты» из Центральной России. Это было результатом жесткой государственной политики непрерывного преследования всех «неправославных». Вдохновителем этой антипротестантской политики был Священный Синод во главе с К.Л.Победоносцевым 2. Несмотря на гонения, накануне Первой Мировой Войны первые миссионеры-пятидесятники А.М.Иванов и Н.И.Смородин образовали общину в Санкт-Петербурге (1913г.), положив начало движению пятидесятницы на Севере России3. Практически одновременно началось движение пятидесятников на Западе России миссионерами П.А.Ильчуком и Т.С.Нагорным. В результате миссионерской деятельности стали возникать общины в Московской, Новгородской и Вятской губерниях. Однако, более распространенным и многочисленным направлением пятидесятников в СССР и России стал Союз христиан евангельской веры, основанный И.Е.Воронаевым, принявшим веру в США и вернувшимся в начале 20-х годов в Одессу. Им был создан в начале Одесский областной, затем Всеукраинский союз ХЕВ, а также предпринимались попытки к созданию ХЕВ в масштабе СССР в 1925 году. Второй Всеукраинский съезд ХЕВ принял постановление о переносе центра движения в Москву5’6. Уже к 1927 году Союз ХЕВ насчитывал свыше 350 общин с более чем 17 тысячами прихожан. В 1928 году отношение Советского Правительства к религиозным объединениям становится резко нетерпимым. Печатный орган ХЕВ журнал «Евангелист», издававшийся трехтысячным тиражом в 1928 году, непрестанно напоминал о необходимости «покорно нести крест терпения, воздержания и унижения». В 1929 году к пятидесятникам было применено новое законодательство о религиозных культах, вступившее в силу в конце 1928 года. Союз ХЕВ был лишен регистрации и его официальная деятельность была запрещена. В 1930 году епископ И.Е.Воронаев совместно с другими служителями Союза был репрессирован и принял мученическую смерть.

В 1945 году часть общий ХЕВ и ХВЕ (под общим руководством епископов И.П.Панько, Д.И.Пономарчука и А.И.Бидаша) под нажимом советских властей присоединились к Союзу евангельских христиан баптистов (ЕХБ), но большая часть церквей пятидесятников продолжала действовать без регистрации в условиях подполья и подвергалась жестоким гонениям, о чем подробно описывает А.Солженицин в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ». За период 1945—1968 гг. к Союзу ЕХБ присоединилось около 40 тысяч пятидесятников. Конец 50-х и начало 60-х годов ознаменованы особенно жестким преследованием верующих пятидесятников в СССР. По негласному указанию советских органов от руководства Всесоюзного Совета Евангельских Христиан Баптистов были отстранены наиболее авторитетные лидеры церкви. На их место были поставлены малообразованные, а порой и откровенно ущербные люди. После появления «инструктивного письма» старшим пресвитерам, многие пятидесятники вышли из состава Союза ЕХБ. В 1961 году Совет по делам религий при Совете Министров СССР утвердил Инструкцию, по которой не допускались к регистрации «религиозные общества и группы верующих, принадлежащие к сектам, вероучение и характер которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, истинно православные христиане и т.п.». Инструкция сформулировала требования, которые местные органы власти должны были предъявлять к «сектантам-пятидесятникам», объявив это религиозное направление реакционным, практикующим изуверский культ .

Именно на конец 50-х начало 60-х годов приходится до 95% всей атеистической литературы с критикой пятидесятничества, опубликованной за весь советский период. Власти развернули открытую травлю верующих пятидесятников. В сознание людей вбивалось нетерпимое отношение к «сектантам-изуверам». Центральное телевидение демонстрирует серию откровенно тенденциозных фильмов о пятидесятниках («Тучи над Борском», «Чудотворец из Бирюлево», «Это тревожит всех», «Апостолы без масок»). В многочисленных газетных публикациях и отдельных печатных изданиях предпринимается попытка всячески очернить деятельность верующих пятидесятников, им предписывают самые чудовищные злодеяния. В этот период были осуждены на длительные сроки заключения священнослужители и рядовые верующие-пятидесятники (А.И.Бидаш. И.А.Левчук, В.И.Белых, В.В.Ряховский, И.П.Федотов, М.Афонин, М.Смирнова, А.И.Косенков и др.).

Только после 1968 года органами государственной власти «избирательно» стала допускаться независимая регистрация общин евангельских христиан пятидесятников. Однако большая часть общин пятидесятников, не желая сотрудничать с тоталитарным коммунистическим режимом и подвергаться полному контролю в своей собственно религиозной деятельности со стороны государства, отказались от подобной регистрации. Так образом в стране, не без участия органов власти, движение пятидесятников было разделено на два противоположенных лагеря, т. е. регистрированных и нерегистрированных пятидесятников. Этот период государственно-церковных отношений в России получил должную оценку в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14.03.96г. за № 378, которым был «осужден многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий». Все ранее осужденные пятидесятники были реабилитированы. Но все-таки, не смотря на это, более 25 тысяч пятидесятников в период 89—95 годов эмигрировали на Запад (США, Канада, Германия).

Даже не смотря на отмену известной запретительной инструкции 1961 года, государство до начала 90-х годов не изменило своего отношения к общинам, отказавшимся зарегистрировать свою деятельность. Например, в марте 1990 года в США проходил Международный съезд пятидесятников, в числе приглашенных были лидеры трех разных объединений пятидесятников, в том числе и нерегистрированного Союза. Однако, официальному представителю нерегистрированных пятидесятников России И.П.Федотову было официально отказано в разрешении на выезд.


Таким образом, практически большинство церквей пятидесятников находилось в положении «нерегистрированных» до начала 90-х годов. И только после принятия 25 октября 1990 года Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» «нерегистрированных» общины пятидесятников, веря в демократические перемены общества и изменения в отношениях государства к церкви, стали легализировать свою деятельность. Первые четырнадцать нерегистрированных общин пятидесятников г.Москвы (под руководством епископов С.Г.Костюк, Е.П.Гула, С.В.Ряховский и др.) в 1991 году создали Межрегиональную христианскую ассоциацию «Ковчег», зарегистрировав ее в Министерстве юстиции РФ. Аналогичные процессы регистрации проходили во многих регионах Российской Федерации. Эти ассоциации, общины, миссии и поместные церкви в 1995 году объединились и стали учредителями Российского Союза Христиан Веры Евангельской «Церковь Божия».

В 1997 году Российский Союз Христиан Веры Евангельской «Церковь Божия», после вхождения в него родственных церквей, ассоциаций и объединений, был переименован в Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников).


Cписок использованной литературы: 
1. Всемирная история христианства (Библиотека Конгресса США, Краткая история ХЕВ пятидесятников, А.Е.Шевченко, 1982 г., стр.80).
2. С.Б.Филатов «Религия и права человека». Москва, Изд. Наука 1996г., стр. 134—135.
3. Н.А. Трофимчук «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России», справочник, Изд. РАЕС 1996г., стр. 170.
4. «История евангельских христиан-баптистов в СССР», Изд. ВСЕХБ. 1989г., стр.397.
5. Н.А. Трофимчук «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России», справочник, Изд. РАГС 1996г., стр. 171.
6. «История евангельских христиан-баптистов в СССР, Изд. ВСЕХБ. 1989г., стр.402—408.
7. Священник Игорь Ефимов «Современное харизматическое движение сектантства», Изд. НПО Профиздат. Москва 1995г., стр.40—46.
8. Священник Игорь Ефимов «Современное харизматическое движение сектантства», Изд. НПО Профиздат. Москва 1995г., стр.263—273.

Документальный фильм «Цена Свободы», посвященный жизни и служению епископа Василия Васильевича Ряховского.