Канонические правила рукоположения священников РОСХВЕ

Принято внеочередной
Генеральной Конференцией
  Российского объединённого Союза
христиан веры евангельской 
                                               (пятидесятников)
«09» октября 2007 г.
Председатель С.В. Ряховский

Новая редакция утверждена Собором
Централизованной религиозной организации

Российский объединенный Союз
христиан веры евангельской
(пятидесятников)
«14» октября 2015 г.
Начальствующий епископ С.В. Ряховский

Канонические правила рукоположения священнослужителей Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

1. Организация управления и дары служений в Церкви

1.1.Управление Церковью Иисуса Христа осуществляется через поставленных Им священнослужителей (Еф. 4:11-12; Деян. 14:23).

1.2.Священнослужители бывают двух видов: административные (епископы, пасторы (пресвитеры), дьяконы) и харизматические (апостолы, пророки, евангелисты, пастыри[1] и учителя). Возможно сочетание харизматического и административного служения (Деян. 13:1).

1.3. Каждый священнослужитель должен быть призван на служение Господом (Евр. 5:4).

1.4. Духовный сан каждого священнослужителя подтверждается Церковью. В случае административных служителей такое подтверждение происходит через рукоположение (Деян. 6:3-6) в соответствии с данными Каноническими правилами. В случае харизматических служителей, это может происходить либо через возложение рук (Деян. 13:3), либо иным образом.

1.5. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (далее – Союз) организован в соответствии с епископально-конгрегациональной структурой. Административные священнослужители связаны в единую иерархию (структуру).

2. Структура управления Союза

2.1. Епископально-конгрегациональный принцип управления предусматривает три уровня служений: епископ, пастор (пресвитер) и дьякон.

2.2. Епископ – священнослужитель, ответственный за общины на определенной территории (епархии) или объединенные в централизованную религиозную организацию (ассоциацию). В его задачи входит:

  • духовное руководство и надзор за общим состоянием общин епархии (ассоциации);
  • организация и руководство служением епархии (ассоциации), координация взаимодействия общин, входящих в епархию (ассоциацию);
  • представление епархии (ассоциации) в органах государственной власти и в обществе;
  • духовное попечение о руководителях общин (пресвитерах и пасторах), а также помощь им в исполнении их служения;
  • разрешение конфликтных ситуаций в общинах и между общинами, если его вмешательство необходимо;
  • рукоположение пасторов (пресвитеров) и дьяконов.

2.3. Пастор (пресвитер) – руководитель отдельной общины. В общине может быть несколько пасторов (пресвитеров), один из которых, как правило, является старшим. Задачи пастора (пресвитера):

  • духовное руководство и надзор за общим состоянием общины;
  • организация служения общины;
  • наставление членов общины в верном евангельском учении;
  • забота о духовном состоянии членов общины;
  • обучение и подготовка новых служителей;
  • разрешение конфликтных ситуаций в общине.

2.4. Дьякон – священнослужитель, помогающий пастору (пресвитеру) в руководстве общиной, как правило, в административных вопросах или душепопечении.

3. Требования к священнослужителям Союза

3.1. Писание показывает, что каждый священнослужитель Церкви должен соответствовать определенным требованиям. Даже если человек призван Богом, несоответствие этим требованиям не позволяет утвердить (рукоположить) его как священнослужителя (1 Тим. 3:10).

3.2. Основные требования к священнослужителю изложены в 1 Послании Тимофею, 3 гл. и Послании к Титу, 1 гл. Эти требования относятся к трем сферам: семья, характер и квалификация.

3.3. Семейная жизнь:

  • должен быть женат (замужем) не более одного раза, за исключением, если супруг умер или если развод был до его обращения к Христу, по причине любодеяния второго супруга, либо по инициативе второго супруга;
  • умение поддерживать в доме должный порядок;
  • достойно воспитывающий своих детей.

Всякого рода аморальное поведение (сексуальная распущенность, гомосексуализм и т.п.) абсолютно несовместимо с позицией священнослужителя Церкви.

3.4. Характер священнослужителя:

  • умеющий владеть собой; вспыльчивость, раздражительность, грубость – качества, недопустимые для священнослужителя Церкви;
  • любящий людей, что должно проявляться в уважительном отношении к людям и практическом служении их нуждам;
  • гостеприимный и жертвенный;
  • некорыстолюбивый; любая непорядочность в вопросах финансов является препятствием для постановки на служение;
  • не подверженный какого-либо рода греховным зависимостям (пьянство, курение, употребление наркотиков и т.п.).

3.5. Квалификация священнослужителя:

  • хорошо знать Слово Божье и учение Церкви;
  • уметь противостоять заблуждениям и ереси;
  • быть подготовленным к исполнению соответствующих его сану обязанностей в служении;
  • пресвитер и епископ должны уметь проповедовать и учить как индивидуально, так и публично, что включает, в частности, высокую культуру речи.

Рекомендуется получение священнослужителем достойного духовного и/или светского образования, соответствующего его служению.

3.6. Каждому пастору (пресвитеру) и епископу рекомендуется иметь трех человек, которым он был бы подотчетен в своей духовной жизни, причем не менее двое из них должны быть священнослужителями Союза в сане не ниже, чем сам священнослужитель.

3.7. Решение о соответствии кандидата данным требованиям принимается полномочным коллегиальным органом епархии (ассоциации) – Духовным Советом, Правлением либо иным полномочным органом согласно структуре управления данного объединения, или Духовным Советом Союза и утверждается соответствующим епископом.

3.8. В случае несоответствия рукоположенного священнослужителя данным требованиям, должны быть предприняты попытки помочь человеку исправиться. Если эти усилия не принесли результата, священнослужитель должен быть отстранен от выполнения служения, а в крайних случаях – лишен духовного сана.

3.9.Решение об отстранении от служения и лишении сана принимается полномочным коллегиальным органом епархии (ассоциации) – Духовным Советом, Правлением либо иным полномочным органом согласно структуре управления данного объединения, и утверждается епископом соответствующей епархии (ассоциации), а в случае отстранения от служения (лишения сана) епископа (в отдельных случаях – пастора) – Духовным Советом Союза. Священнослужитель, снятый со служения или лишенный сана, не может исполнять служение ни в одной из общин и объединений Союза до тех пор, пока он не будет восстановлен органом, принявшим решение о снятии со служения (лишении сана), либо вышестоящим органом Союза.  Решение об отстранении от служения (лишении сана) доводится до сведения всех членов Союза и является обязательным для исполнения во всех общинах и объединениях Союза.

3.10. Священнослужитель может добровольно сложить с себя священный сан в случае, если Бог призывает его к другому служению, не связанному или не совместимому со священным саном. Решение о добровольном сложении священного сана утверждается полномочным коллегиальным органом епархии (ассоциации) – Духовным Советом, Правлением либо иным полномочным органом согласно структуре управления данного объединения, или Духовным Советом Союза.

4. Рукоположение священнослужителей Союза

4.1. Подтверждением духовного сана священнослужителя является его рукоположение в соответствии с данными Каноническими правилами. В рукоположении священнослужителей Церковь подтверждает Божье призвание на служение в жизни данного человека, а также его соответствие требованиям к священнослужителю Церкви.

4.2. В рукоположении человеку передается авторитет (духовная власть), необходимый для исполнения возложенного на него служения, а также духовные дары (1 Тим. 4:14).

4.3. Священнослужитель должен быть выдвинут церковью и рукоположен вышестоящими священнослужителями (Деян. 6:3-6). В случае недавно образованных общин допускается назначение священнослужителя епископом соответствующей епархии (ассоциации).

4.4. Рукоположение в сан дьякона и пастора (пресвитера) осуществляется епископом соответствующей епархии (ассоциации). Рукоположение в сан епископа осуществляется не менее чем тремя другими епископами, не менее двух из которых должны быть священнослужителями Союза.

4.5. Выдвижение на служение дьякона или пастора (пресвитера) происходит в поместной общине на собрании членов общины. Возможно выдвижение на служение дьякона и пресвитера на собрании представителей общины (например, на собрании лидеров) с последующим утверждением на собрании общины в соответствии с Уставом религиозного объединения и настоящими Каноническими правилами.

4.6. Выдвижение на служение епископа происходит на собрании пасторов и представителей от общин епархии (ассоциации).

4.7. После выдвижения на служение кандидат утверждается вышестоящим священнослужителем и проходит проверку в течение испытательного срока от 6 месяцев до года, исполняя соответствующее служение. По окончании испытательного срока полномочный коллегиальный орган епархии (ассоциации) – Духовный Совет, Правление либо иной полномочный орган согласно структуре управления данного объединения, или Духовный Совет Союза принимает решение о соответствии данного кандидата своему служению и, в случае положительного решения, происходит его рукоположение, о чем выдается свидетельство установленного образца.

4.8. Рукоположение дьяконов и пресвитеров рекомендуется осуществлять на собрании (богослужении) поместной общины.

4.9. Рукоположение епископа осуществляется во время собрания (богослужения), на котором присутствуют пасторы и представители церквей соответствующей епархии (ассоциации).

4.10. В отдельных случаях допускается рукоположение во время иных богослужений Церкви.

5. Отношение к рукоположенным священнослужителям других христианских конфессий

5.1. Союз считает себя частью единого Тела Христова по всей Земле. Союз уважает различия в структуре и наименовании священнослужителей других конфессий.

5.2. При переходе священнослужителя другой конфессии в Союз вопрос рассматривается  полномочным коллегиальным органом соответствующей епархии (ассоциации) – Духовным Советом, Правлением либо иным полномочным органом согласно структуре управления данного объединения, или Духовным Советом Союза, после чего принимается решение о соответствии духовного сана данного священнослужителя, принятым в Союзе.

5.3 После принятия решения данный священнослужитель представляется на собрании поместной общины или пасторов епархии (ассоциации).

6. Порядок внесения изменений и дополнений в Канонические правила

6.1 Изменения и дополнения в настоящий документ осуществляются Собором Союза по представлению Духовного Совета или Правления Союза.


[1]Изначально «пастор» и «пастырь» – одно и то же понятие (по гречески ποιμήν — поймен), что значит «пастух стада» или, в переносном смысле – духовный наставник. Исторически сложилось так, что словом «пастырь» обоозначают служение заботы о духовном состоянии христиан (пастырство), которое может осуществлять любой зрелый христианин, не обязательно облеченный духовным саном. В то время как понятие пастор означает позицию, конкретный духовный сан (равный сану пресвитера), а пасторство – служение руководства в церковной общине. Этого различения мы придерживаемся и в данном документе.

Добавить комментарий